« Предыдущая часть

Толстой хорошо знал Ивашева, который приходился ему дальним родственником по линии матери. Василий Петрович был приятелем отца Льва Николаевича, бывал у него в гостях в Ясной Поляне. По рассказам, великий писатель был знаком с музыкальными произведениями Ивашева, написанными в Туринске, и даже, по словам Н. Страхова, исполнял их на фортепьяно. В одном из вариантов своего незаконченного романа «Декабристы» Толстой сделал Ивашева прототипом декабриста Лукашева, использовал сюжет о его намерении бежать с каторги из Читинского острога в Китай: Ивашева остановило известие о скором приезде невесты.

Но главная роль в этом романе принадлежала другому жильцу Дома Ивашева И. И. Пущину. Иван Иванович Пущин – лицейский товарищ, первый и, пожалуй, лучший друг А. С. Пушкина («Мой первый друг, мой друг бесценный»), также является героем дома Ивашева. Уже в наше время в Туринске, вблизи дома Ивашева, был установлен памятник Пущину.

В октябре 1839 года он прибывает на поселение в Туринск, где останавливается на частной квартире. Но в марте 1840 года после смерти Камиллы переселяется к Ивашеву, чтобы поддержать друга и его семью. Здесь он занимает комнаты на втором этаже, где сейчас находится администрация музея, в этих комнатах «бесценный» друг Пушкина прожил более трех лет.

Для Л. Н. Толстого Пущин стал прототипом главного героя в одном из вариантов его незаконченного романа «Декабристы», который, говорят, хоть и был незавершен, но приблизил писателя к теме эпопеи «Война и мир», помог найти образы многих героев знаменитого произведения. Из 28 героев-декабристов романа Петр Лобазов имел своим прототипом Ивана Пущина, прототипом жены Лобазова, Натальи Николаевны, стала Фонвизина Наталья Дмитриевна, сквозь годы сохранившая к Пущину самые светлые чувства, лишь на закате лет создавшая с ним семью. Отец Фонвизиной Дмитрий Апухтин остался в романе под своей фамилией. Определенное место в «Декабристах» уделяется пребыванию Пущина-Лобазова в Туринске, общению с друзьями, туринскими крестьянами, которым он вместе с другими декабристами помогает создать свободную артель, приобщиться к передовым методам землепользования.

Eще при жизни Пушкина говорили, что прототипом Евгения Онегина для поэта стал его «первый друг» Иван Пущин, а прообразом Татьяны Лариной – Наталья Дмитриевна Фонвизина (в девичестве Апухтина). Современники подчеркивали небывалое сходство характеров. Об этом писали без всяких сомнений. К примеру, родственник Фонвизиной Молчанов оставил уверенную запись: «Пушкин своим поэтическим талантом опоэтизировал Наталью в своем «Евгении Онегине». А С. Максимов в книге «Сибирь и каторга» пишет: «Н. Д. Фонвизина в молодости послужила идеалом Пушкину для Татьяны в «Онегине». Да и сами Пущин и Фонвизина, находясь в Сибирской ссылке, он – в Туринске, она – с мужем в Тобольске, ведут активную переписку, где нередко называют друг друга «Таня» и «Онегин». В одном из писем к Пущину в Туринск Наталья Дмитриевна пишет: «Ваш приятель Александр Сергеевич, как поэт, прекрасно и верно схватил мой характер, пылкий, мечтательный и сосредоточенный в себе».

Сам Пущин в августе 1841 года рассказывал своему другу поэту В. И. Панаеву, приезжавшему в Туринск по делам своей бумажной фабрики, что влюбился в Фонвизину еще во время их первой встречи, но не захотел подвергать будущее девушки опасности, потому и бежал от нее. Но позднее, встретив ее на балу, понял свою ошибку, пытался вернуть отношения, но был отвергнут Натальей. В марте 1841 года И. Пущин в письме к Е. Оболенскому признается, что как-то рассказанная им в 1819 году у Дельвига любовная история имела продолжение в «Евгении Онегине».

 Н.В.Басаргин на поселении в Туринске находился с 1836 по 1842 год. Город Басаргину, в отличие от Пущина, понравился. Здесь он приобрел дом (расположен рядом с домом Ивашева), сделал пристрой, у дома разбил сад, где занялся разведением различных культурных растений, многие из которых именно отсюда начали распространяться по Уралу. Басаргин был большим любителем цветоводства, очевидно, многие виды цветов впервые появились в регионе из сада Николая Васильевича, к примеру, гладиолусы, без которых сегодня на Урале сложно представить праздник 1 сентября.

В движение декабристов Николай Васильевич Басаргин принял участие скорее не из идейных соображений, а потому что ему нравилось общаться с неравнодушными и интересными людьми. В восстании участия не принимал, так как был серьезно болен после смерти жены. Но за членство в Южном обществе попал под следствие. Легко мог бежать заграницу, но не воспользовался возможностью, потому что не захотел «отделить свою судьбу от судьбы своих товарищей».

Николай Васильевич Басаргин построил свой туринский дом двухэтажным. Архитектура дома проста и сдержанна. Окна первого — каменного — этажа украшены лишь декоративными замковыми камнями, окна второго (деревянного) этажа — простыми наличниками с прямыми сандриками над ними. Большой карниз и глухие высокие ворота придавали облику дома монументальность. Так же крупно решены и интерьеры, особенно во втором этаже, где главенствуют два больших зала с арками посредине. В своем доме (в нем теперь библиотека) бывший старший адъютант главного штаба 2-й армии, член Южного общества после десятилетней каторги, после всех невзгод, потрясений и тяжелой длительной болезни жил уединенно, занимался хозяйством и работал над своими знаменитыми «Записками», которые он завершил лишь после амнистии. В «Записках» — много ярких характеристик Николая I и его режима, поэтому рукопись десять лет была под запретом и лишь в 1872 году была опубликована в урезанном виде.

В 1839 году Басаргин повторно женился на дочери подпоручика туринской инвалидной команды 18-летней Марии Мавриной. Но семейная жизнь не заладилась. Двое детей от этого брака умерли еще в младенчестве. Молодая мама не могла перенести горя, ища спасение то в религии, то в самобичевании. В 1846 году Мавра умерла. В 1847 году, уже будучи в Тобольске, Басаргин женился третий раз, женой его стала Ольга Ивановна Менделеева, родная сестра знаменитого ученого Д. И. Менделеева.

Известные жители и достопримечательности

Среди туринских купцов наибольшую память о себе оставил Семен Чирков, огромный дом которого, построенный в редком для Зауралья стиле модерн, находится на спуске из нагорной части города, ныне в нем работает суд.

Семен был незаконнорожденным сыном одного купца из деревни Коркиной и его домработницы. Чтобы скрыть от жены свой грех, купец по быстрому выгнал из дома свою любовницу, оставив ее с грудничком без гроша в кармане. Женщина нашла приют в соседней деревне Ерзовке у своей сестры-учительницы. Семья постоянно терпела нужду, и потому, когда сын подрос, мать отдала его на Ирбитской ярмарке в услужение к одному бездетному купцу из Симбирска. Смышленый мальчик так понравился купцу, что тот вскоре стал воспринимать его, как приемного сына, а позднее сделал своим главным помощником. Благодаря деловым поездкам, Чирков побывал в Китае, Монголии, во многих городах России. После скоропостижной смерти благодетеля ему досталась половина его наследства. Благодаря этим средствам и природной смекалке, Семен Чирков вскоре становится владельцем громадных чайных плантаций в Китае.Более всего Чирков прославился своей частной художественной галереей, во многом уникальной. Говорят, на первом этаже его дома размещалась крупнейшая в Европе и России коллекция больших китайских ваз, которая охватывала практически всю историю китайского многоцветного фарфора. Специалисты особенно выделяют кашпо периода Канси (1662 – 1722 годы) с росписью в гамме «черного семейства». В Китае было запрещено вывозить редкие фарфоровые вазы, так как они считались национальным достоянием, Чирков покупал их за большие деньги и тайно вывозил в тюках чая. В коллекции Чиркова также была широко представлена русская живопись второй половины XIX века: в 1882 году он познакомился с П. Третьяковым, который свел предпринимателя со многими передвижниками. Так в Туринске оказались работы Поленова и Сурикова, Репина и Шишкина, Васнецова и Куинджи. Как к хорошему знакомому в 1891 году к Чиркову приезжал знаменитый художник В. И. Суриков для зарисовок на Туре для картины «Покорение Сибири Ермаком». По завещанию Чиркова, после его смерти уникальная галерея отошла городу, но в годы Гражданской войны почти все, что было собрано купцом за долгие годы, растащили. Часть коллекции переехала в музеи Москвы и Ленинграда.В одном квартале от дома Ивашевых находится Свято-Николаевский женский монастырь, с очень большой, интересной, насыщенной событиями историей.

В 1604 году в Туринске был создан Покровский женский монастырь, преобразованный в 1624 году в мужской. Долгое время все сооружения обители были деревянные, лишь в 1785 году освятили каменную Вознесенскую церковь, построенную по инициативе и на средства туринского воеводы И. А. Панаева.

В конце 30-х годов XVIII века, еще до постройки каменного храма, туринских иконописцев, расписывавших иконостас монастырской церкви, консультировал известный русский живописец Иван Никитин. При Петре I Никитин был лучшим в России художником, имевшим исключительное право писать царские портреты. Можно сказать, что Никитин был первым русским художником нового времени. При Анне Иоанновне бывшая неверная жена Никитина, желая отомстить бывшему мужу и завладеть его домом, сделала донос, обвинив его в измене государыне. В 1738 году Никитина пытали, а затем сослали в Тобольск. Находясь в ссылке, он не раз бывал в Туринске. Здесь написал портреты многих знатных горожан, в том числе воеводы Л. Е. Пашкова, помогал расписывать иконостасы трех туринских храмов, в том числе и монастырского.

Краткая история Николаевского монастыря. В 1799 году в Сибири, недалеко от города Кузнецка, поселились прошедшие большой путь старчества пустынножители Василиск и Зосима. По просьбе вдовы Конюховой, они начали наставлять ее в правилах монашеской жизни. Постепенно к вдове начали присоединяться другие женщины, образовалась община. По мнению старцев, для существования женской обители место в деревне среди мирян, где жила Конюхова с другими насельницами, было неподходящее, и Зосима отправляется на поиски другого места. В Туринске он обнаружил пустые стены бывшего мужского монастыря, и в 1822 году по указу императора Александра I туринский монастырь был преобразован в женский Николаевский.

В Туринске Зосима жил при монастыре, являясь его попечителем, а Василиск – в крошечной келье в лесу, в отдалении от обители. После вынужденного отбытия отца Зосимы из Туринска, два великих пустынника трогательно, со слезами на глазах распрощались, чувствуя, что расстаются до вечности. Вскоре 90-летний Василиск по состоянию здоровья переселился в келью Зосимы у Николаевского монастыря, где умер и был похоронен, а отец Зосима в Москве вместе с частью сестер туринского монастыря основал Одигитриевскую обитель, где был похоронен после кончины в 1838 году. В 2004 году старцы Василиск и Зосима были причислены к лику общецерковных святых. 

История туринского монастыря связана с жизнью многих знаменитых людей. В конце 1820-х годов в Туринске часто бывал известный композитор А. А. Алябьев, создатель романса «Соловей», который в это время находился в ссылке в Тобольске. В Николаевском монастыре в это время устраивались концерты алябьевской духовной музыки.Вслед за утверждением Советской власти в Туринске сначала было конфисковано ценное имущество монастыря, а в 1922 году обитель была и вовсе закрыта. Монастырский храм был полностью разрушен, а кирпич с него пошел на строительство известной в Свердловской области спичечной фабрики. Лишь в 1996 году монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. От старых строений Николаевского монастыря сохранилось два здания. В 2006 году при совместных усилиях местных предприятий на территории монастыря был выстроен новый храм во имя святого преподобного Василиска Туринского. Главной святыней храма стала частичка мощей преподобного Василиска. 

С жизнью туринских старцев познакомился, находясь в сибирском заточении, великий русский писатель Ф. М. Достоевский. Позднее писатель пишет, что прототипами для своего романа «Братья Карамазовы» берет образы туринских старцев. Зосима Туринский – это отец Зосима, а старец Василиск - «простенький монашек, из беднейшего крестьянского звания, брат Анфим», которого «старец Зосима любил и во всю жизнь свою относился к нему с необыкновенным уважением, многие годы провел в странствиях с ним вдвоем по всей святой Руси». Самое сокровенное передает Достоевский устами Зосимы Туринского, изложенное в форме наставлений к Алеше Карамазову: «Пусть пока вокруг тебя люди злобные и бесчувственные. Найди в себе силы светить светом добра и истины во тьме жизни и светом своим озари путь другим. Может быть, тебе не дано будет узреть плоды эти – не умрет свет твой». Эпиграфом к своему роману поставил Достоевский любимые слова Зосимы Туринского из Евангелия от Иоанна, а перед смертью пожелал, чтоб были выбиты они на могильной плите: «Истинно, истинно глаголю Вам: аще пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода».

С 1941 по 1945 годы в Туринске вместе с семьей жил и с 5 по 9 класс учился будущий лауреат Ленинской и Нобелевской премий Жорес Алферов. Весной 1941 года Алферовы переехали на Урал, так как отца Жореса назначили директором Туринского завода пороховой целлюлозы. Сначала семья жила в многоквартирном доме, позднее переселившись в директорский коттедж, сохранившийся до наших дней в районе целлюлозно-бумажного завода. Рядом находилась школа, ныне в этом деревянном здании размещается станция юных техников. В этой школе Алферов впервые заинтересовался физикой, здесь начал посещать детскую техническую станцию.

В Туринске будущий ученый прочитал свою любимую книгу В. Каверина «Два капитана». Здесь впервые выступил на сцене, прочитав «Аристократку» М. Зощенко. Однажды вместо заболевшей учительницы провел урок химии в 8 классе. Учеба в Туринске стала основой научной деятельности Жореса Алферова. Из Туринска на фронт ушел старший брат Жореса, Маркс, который погиб в бою. После войны Ивана Карповича, отца будущего ученого, назначили на новую должность в Минск, поэтому семья Алферовых покидает Туринск.

Город Туринск находится на реке Туре, которая дала жизнь городу. В дни весенних половодий с высокого берега Туры (с территории женского монастыря или за домом Ивашева) можно рассмотреть как широко и необозримо разливается река. С этого же берега можно увидеть мост, самый длинный на Урале, который недавно был построен, затем по этому мосту можно прокатиться. По протяженности мост почти два километра, но вместе с подъездами к нему и с развязками его протяженность составляет шесть километров.

С рекой Турой связано много интересных историй, легенд и преданий. К примеру, легенда о золоте Пугачева. Будто бы на совете повстанцев, когда их начали теснить правительственные войска, было решено, что золото, отнятое у помещиков, нужно до лучших времен где-то надежно спрятать. Атаман Грязнов предложил укрыть золото на Туре: вокруг много каторжных, в случае чего подсобят. Грязнову Емельян Пугачев и поручил выполнить это задание. Атаман с верными людьми будто бы добрался до Туры и ночью с плота на середине реки сбросил бочку с драгоценностями в воду.

История туринской железнодорожной станции связана с именем гениального ученого Д. И. Менделеева. Дело в том, что в 1899 году он возглавил экспедицию по изучению уральского железорудного производства. При этом Дмитрий Иванович высказался за вовлечение лесных богатств Зауралья в хозяйственную жизнь уральской промышленности. Готовя отчет правительству, Менделеев рисует схему прокладки дороги в сторону Тавды, через Ирбит и Туринск. При этом ученый изображает здание будущего вокзала в Туринске в виде популярного 100 лет назад домика в сказочном васнецовском стиле. До наших дней, в память о Менделееве, сохранился и тот вокзал и железнодорожная линия, предначертанная гениальным ученым.

Туринск в начале XX века

Туринск перед революцией - глухой, застывший в своем развитии город. Если в 1868 г. в городе насчитывалось 3932 жителя, а в 1897 г. -3167 человек, то в 1910 г.- уже 3066 человек. В это время здесь было 493 жилых строения (из них каменных — 35), улицы освещались всего 5 керосиновыми фонарями. Здесь имелись духовное училище, женская прогимназия, уездное и приходское училища, городская больница, рассчитанная на 15 кроватей, и уездная — на 40.

Из Туринска привозили на Ирбитскую ярмарку пушнину, кожи, кедровые орехи, рыбу, изделия местных ремесленников (в том числе золотошвейные изделия местного Николаевского женского монастыря). В пос. Фабричном - имении уральского промышленника Демидова - велась обработка леса, а также углежжение. В городе преимущественно жили купцы - владельцы мелких кожевенных мастерских, чиновники, духовенство, лавочники. Рабочая прослойка являлась сравнительно слабой.

Из ссыльных большевиков в ноябре 1917 г. в Туринске создается уездный комитет РСДРП. Туринский Совет рабочих, крестьянских и солдатских депутатов 21 февраля 1918 г. принял резолюцию о переходе всей власти в городе и уезде в руки Советов.

В июле 1918 г. Туринск захватили белогвардейцы. В марте 1919 г. в городе вспыхнуло восстание против колчаковского режима - восстали жители, которых собирались рекрутировать в колчаковскую армию. В июле 1919 г. части Красной Армии изгнали белых из Туринска.

В 20-30-х годах город ведет торговлю пушниной, деревянными кустарными изделиями. Был развит также замшево-рукавичный промысел (выделка кож производилась в дер. Антоновке). В городе работали лесопильный завод, электростанция, типография, маслозавод, две мельницы. Положение коренным образом изменилось с 1938 г., когда началось строительство целлюлозно-бумажного комбината. 15 марта 1940 года вступил в строй ЦБЗ. Первым директором стал Д.Ложкин.

За 1926-1939 гг. население Туринска более чем удвоилось - возросло с 4,5 до 10,4 тыс. человек. К 1930 г. создан 51 колхоз. К 1931 г. их количество составляет 158. К 1940 году в городе имеется 6 электростанций, 20 предприятий лесоразработок, 51 – деревообработки, артель "Металлист”.

Суровым испытанием туринцев явилась Великая Отечественная война. На фронт из Туринского района ушло более 15 тысяч человек, в том числе 266 женщин (из них 55 добровольно). Четверо туринцев удостоены высокого звания Героя Советского Союза: Я.И.Ватомов, Е.И.Дубинин, Л.П.Хворов, М.А.Чистяков.

Наибольший экономический рост Туринска наблюдается в послевоенные годы, когда были введены в эксплуатацию новые промышленные предприятия: спичечная фабрика (1949—1952) - закрыта в настоящий момент, фабрика деревянной игрушки (1960) - на сегодняшний день не работает. Получили дальнейшее развитие старые производства.

Добро пожаловать в Туринск XXI века!

Памятник "Туринску 400 лет"